Транспортный шантаж

Говорят, что как встретишь Новый год, так его и проведешь. Калининград встретил всенародно любимый праздник очередным повышением цен на проезд в общественном транспорте. 

Конечно, жители самого западного региона России уже давно привыкли к тому, что цены в нашем государстве постоянно растут, причем на все подряд: продукты, жилищно-коммунальные услуги, недвижимость, автомобили и много на что еще (видимо, в ближайшем будущем стоит ожидать появления налогов на воздух - прямо как в детской сказке «Чипполино»). Тем не менее обычно этот процесс идет довольно медленно и простому обывателю малозаметен, что несколько снижает градус накала общественного недовольства. Но здесь мы наблюдаем совсем другую ситуацию: еще 31 декабря калининградцы пользовались автобусами и маршрутками как обычно, а уже 1 января растерянно копались в кошельках и карманах, выискивая три дополнительных рубля: с нового года стоимость проезда в автобусах увеличилась с 12 до 15 рублей, в маршрутках - до 20. Как обычно, для многих жителей города эта новость стала неприятным сюрпризом: в суматохе предпраздничных дней не все смогли прочесть о предстоящем повышении тарифов.

Впервые о своем намерении увеличить плату за проезд местные перевозчики, объединенные в саморегулируемую организацию (СРО), заявили еще 27 ноября 2012 года на заседании комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса калининградского горсовета. Причины повышения тарифом стары как мир - нехватка средств. По словам члена правления СРО и экс-чиновника Владимира Гренца, за последние восемь лет цена одного литра бензина повысилась с 23 рублей до 31, хотя цена автобусного билета практически не изменилась, что не могло не сказаться на доходах перевозчиков. Кроме того, частникам необходимо повышать зарплаты, ремонтировать старый и покупать новый транспорт, даже внедрять систему ГЛОНАСС - в общем, одни расстройства, а не работа. При этом СРО явно решило перестраховаться на случай противодействия со стороны властей (все-таки лишние расходы не могут не вызвать недовольства у населения, которое и так далеко не в восторге от местной политической элиты) и не стало гнушаться откровенного шантажа, пригрозив в противном случае ликвидировать социальные проездные для льготных категорий граждан - и это несмотря на то что город выделяет из бюджета около 100 млн в год на перевозку льготников.

Видимо, последний аргумент оказался решающим - инициативу частников поддержал как мэр города Александр Ярошук, так и глава горсовета Александр Пятикоп. Последний при этом объяснил, что тарифы не повышались так долго лишь из-за многочисленных выборов. В свою очередь Александр Георгиевич пообещал, что «будет биться» за повышение тарифов - но при этом пригрозил расторжением договоров, если работа общественного транспорта не будет значительно улучшена в ближайшее время. Тем не менее для окончательного соглашения понадобился целый месяц: новые тарифы были обнародованы лишь 27 декабря.

Небольшая пикантная деталь: с официальным сообщением о повышении цен на проезд выступил не кто иной, как Сергей Донских - глава комиссии горсовета по развитию дорожно-транспортного комплекса, а по совместительству... глава группы компаний «БалтАвтоЛайн», больше всех выигрывающей в этой несколько щекотливой ситуации. Интересно, что под шумок о скором повышении цены за проезд до 15 рублей заявил и «КалининградГорТранс» - и это при том, что трамваи и троллейбусы не требуют бензина, а само предприятие финансируется из городского бюджета. Чудеса, да и только.

Двойственная позиция Александра Ярошука в этой ситуации тоже вполне понятна: во-первых, мэру не хочется ругаться с влиятельными членами СРО (портить отношения с частниками, особенно когда они входят в горсовет, явно себе дороже), во-вторых - перемены в этой области действительно необходимы, причем срочно: до чемпионата мира по футболу остается все меньше времени, а заявленная реформа транспортной системы является одной из основных гарантий его успешного проведения. Напомним, что в конце прошлого года городские и региональные власти сообща наметили основные цели и задачи предстоящего обновления городской инфраструктуры. К примеру, планируется выделить специальные полосы для общественного транспорта, полностью отказаться от маршруток, уменьшить количество автобусов, а на первый план вывести трамвай. Неоднозначность заявленных реформ уже вызвала бурные обсуждения как в обществе, так и в политических кругах - в частности, еще 27 ноября перевозчики выразили свое сомнение в целесообразности запланированной ликвидации сети маршруток, так как количество частного транспорта в городе с каждым годом увеличивается, парковок явно не хватает, так что исчезновение маршруток с городских улиц ничего не изменит.

Честно говоря, они не совсем правы: измениться может многое. Для трамваев нужно прокладывать (или восстанавливать) рельсы, для троллейбусов - тянуть провода, к тому же в городе масса улиц, где спокойно разминуться могут только маршрутки (а не автобусы - количество которых, к слову, тоже собираются уменьшать) - существенная часть Калининграда в этих условиях может просто-напросто лишиться общественного транспорта. Ну, если не проложить на маленьких улицах трамвайные пути или не сделать движение по ним односторонним (что тоже вряд ли сильно обрадует местных жителей, особенно «безлошадных»). Тем не менее мэр продолжает стоять на своем и отказываться от уже задуманных перемен не намерен.

Немало претензий у калининградцев и непосредственно к компаниям, занимающимся перевозками. Физическое состояние и режим работы городского транспорта уже давно стали притчей во языцех: мало того, что многие «рабочие лошадки» уже давно отслужили свое и явно просятся на пенсию, так еще и дождаться заветного номера становится настоящим подвигом: автобусы и маршрутки ходят крайне нерегулярно, а после десяти вечера зачастую просто исчезают с городских улиц самым загадочным образом. Естественно, что в этой ситуации повышение тарифов вызывает у калининградцев лишь раздражение и глухое недовольство - и они не стесняются высказывать свой протест публично. На моей памяти цены на общественный транспорт Калининграда повышались не менее пяти раз. Можно сказать, что я рос вместе с ними: в первом классе я мог проехаться в автобусе или трамвае всего лишь за 3 рубля (о маршрутках тогда еще даже не знали), в старшей школе за проезд приходилось отдавать 10 рублей, на третьем курсе университета - уже 12. Рост тарифов на проезд стал неприятным, но привычным явлением нашей жизни - как звук будильника по утрам и дым заводской трубы на фоне деревьев и солнца. Предыдущее повышение цен, проведенное региональными властями в 2009 году, как раз пришлось на зарождение новой волны протестного движения в России - именно тогда в городе появились первые призывы бойкотировать непопулярное решение городской администрации (впрочем, большой активности калининградцы тогда не проявили).

С тех пор прошло уже больше трех лет, и за это время общественно-политическая жизнь не только нашего региона, но и всей России значительно изменилась. Возможно, если бы повышение цен на проезд произошло не сейчас, а год назад, когда протестные настроения были на пике своей остроты, то на улицы вышли бы сотни, если не тысячи человек. Но с тех пор страсти значительно улеглись, интерес простых обывателей к любым формам общественного движения почти полностью угас (во многом по вине лидеров этого самого движения, не способных предложить позитивную и четкую программу политических и социально-экономических перемен). В итоге 16 января у монумента «Мать Россия» все-таки собралось несколько десятков человек с красными флагами - это был пикет, организованный местным отделением КПРФ при поддержке активистов «Яблока». Собравшиеся потребовали не только заморозить цены на билеты и увеличить количество городского транспорта, но и заодно отправить в отставку кабинет Медведева, сформировать некое «правительство народного доверия» и провести новые выборы президента и Думы - так, заодно, чего уж мелочиться?

Большого резонанса мероприятие ожидаемо не вызвало. Возможно, что новый пикет состоится уже 2 февраля, но вряд ли он хоть как-то повлияет на свершившийся факт повышения тарифов.

На первый взгляд 3 рубля - деньги небольшие, но за месяц калининградская семья может потерять до тысячи рублей. За год может накопиться вполне серьезная сумма, так что обещанная Калининграду транспортная реформа пока оборачивается для его жителей лишь дополнительными расходами. Принесет ли она нам хоть какую-нибудь пользу? Что ж, будем надеяться.

Источник: Газета "Тридевятый регион"